Паркостроение
|
Километрах в пяти от села Дмитриевского вниз по течению на обоих ее берегах расположена
деревня Дворяниново, - родина одного из великих сынов России Андрея Тимофеевича
Болотова - человек исключительно многосторонних дарований, знаний и интересов,
первого ученого-агронома, автора многочисленных трудов по сельскому хозяйству,
издателя одного из первых в России агрономических журналов, редактора "Экономического
магазина", публициста, художника, автора замечательных мемуаров. Записки
А.Т.Болотова "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим
им для своих потомков", изложенные живым разговорным языком, читаются
и сегодня, через полтора столетия после их написания, с захватывающим интересом.
Из его записей мы узнаем ценнейшие сведения о ряде архитектурных произведений,
вошедших позднее в сокровищницу русского зодчества, а так же интересные
бытовые детали из жизни архитекторов, с которымивстречался или вместе работал.
Андрей Тимофеевич был причастен и к градостроительству, внеся долю своего
труда в создание плана города Богородицка. Много практических советов по
сельскохозяйственному строительству или редактируемым им журналам.
Шли семидесятые годы XVIII столетия, - время коренных перемен в паркостроении.
Стиль барокко, перегруженный затейливыми украшениями, утомляющий нарочитой
витиеватостью и чрезмерно пышный, успев всем надоесть свыше всякой меры,
ушел в прошлое, уступив место раннему классицизму. Перемена места сказалась
и в паркостроении: на смену регулярным или "французским" паркам
и садам
пришли парки "иррегулярные", "натуральные", или "английские".
Каково же основное различие между двумя этими стилями садово-паркового искусства?
Впервые "регулярный" парк возник в Версале - загородной резиденции
"короля солнца" - Людовика XIV. В 1670 году блистательный ансамбль
был, закончен и заложенные в нем планировочные принципы, начали своё победное
шествие по всем столицам Европы.
Для "регулярных" садово-парковых планировок была характерна прежде
всего, их строгая планомерность и геометричность. Территория, отведенная
под устройство парка, разбивалась аллеями и дорожками на правильные геометрические
фигуры: квадраты, ромбы, прямоугольники, круги. Там природа противилась
такой жесткой геометризации, не стеснялись ее "подправлять" путем
подсыпки или срезки грунта, созданием террас с целой системой лестниц.
Искусной стрижкой деревьев и кустарников их кронам придавалась форма шара,
пирамид, конусов. Подрезкой создавались высокие зеленые стенки с устроенными
в них нишами для статуй. Все это демонстрировало полное господство человека
над природой. Водная гладь многочисленных бассейнов, обрамленных каменными
бордюрами, походила на зеркала: в центрах бассейнов били фонтаны. Парки
изобиловали разного рода "затеями": трельяжами, павильонами, лабиринтами
из стриженой зелени.
В России впервые регулярные сады появились при Петре I еще до основания
Петербурга. В Московской усадьбе "птенцы гнезда Петрова" - адмирала
Головина, возникшей в первых годах ХVIII века, мы встречаемся уже со многими
атрибутами регулярного паркостроения. Позднее, в начале 1720 года Петр I
принимал живейшее участие в переустройстве приобретенной им головинской
усадьбы. Читая его указания строителям парка, диву даешься знаниям и глубокой
заинтересованности в вопросах, казалось бы, столь далеких от государственных
дел. В регулярных парках часто устраивались обвитые зеленью дорожки, называвшиеся
тогда "крытыми". Петр находит время дать подробнейшие указания.
"Следует, - пишет он, - сажать через дерево липу и клен для того через
дерево, что липа гуще снизу растет, а лениво кверху, а клен вверху скоряя,
чего для у клену надобно снизу все сучья обрезывать, а оставлять только
наверху, чтоб по сторонам снизу липы было место". Как видим, "мореплаватель
и плотник" был к тому же редкостным по тому времени садоводом и паркостроителем.
В последующие годы вокруг Петербурга возникло ожерелье замечательных "регулярных"
парков - в Петергофе, Стрельне, Ораниенбаума, Царском Селе и т.д., являющиеся
по сегодняшний день подлинными шедеврами высокого искусства паркостроения.
Дань "регулярной" планировке отдал и А.Т.Болотов, создав
проект небольшого "регулярного" парка к северу от дворца Бобринских
в Богородецке. Во второй половине
ХVIII столетия "регулярные" сады и парки стали утрачивать былое
господство. Как это обычно бывает при смене вкусов, вышедшее из моды сразу
же подвергалось всяческим поношениям, так, в 1772 году Екатерина II писала
Вольтеру: "Я страстно люблю теперь сады в английском стиле, кривые
линии, пологие скаты, пруды в форме озер, архипелаги на твердой земле
и глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучат воду,
давая ей течение, противное ее природе". Императрица не ограничилась
высказыванием своего желания. В 1768 году, т.е. еще до письма Вольтеру,
она проявила власть, дав распоряжение: "В старом и новоразведенном
садах шпалернику и штамбованных деревьев не подрезывать". Песня регулярного
парка была окончательно допета и наступила эра пейзажного паркостроения.
Его родиной была Англия.
Основными принципами пейзажного паркостроения было максимальное приближение
к ничем не приукрашенной естественной природе. Симметричность плана, господство
прямых линий и геометричный педантизм, т. е. все то, что так ценилось, и
было обязательным в "регулярном" парковом искусстве, стало теперь
ненавистным и недопустимым. Создавали в парках павильоны с различными названиями
"хижина отшельника", "храм тишины" или "павильон
дружбы; устраивали искусственные "античные руины", романтические
"гроты уединения" и тому подобное. Большой популярностью пользовались
"эхонические" гроты, о которых Болотов отмечая, что сооруженный
им грот "имел отменное и столь хорошее эхо, что все не могли довольно
налюбоваться". Коренным образом изменилось и отношение к озеленению.
Деревья не были подстрижены, напротив, имели раскидистые кроны с красиво
окрашенной листвой, мощные дубы, сентиментальные плакучие ивы и березы.
Устраивались хитроумные "водные затеи".
А.Т.Болотов не был в России первопроходцем пейзажного садово-паркового искусства.
Но никто другой не сделал столько для ознакомления с ним широких кругов
русского общества, в том числе поместного дворянства, осуществлявшего в
принадлежащих им имениях указания и советы Болотова. Редактируемый им журнал
"Экономический магазин" с многочисленными статьями о "садовническом
искусстве" оставался на протяжении десятилетий настольной книгой в
десятках, сотнях русских поместий.
|