Километрах в пяти от села Дмитриевского вниз по течению на обоих ее берегах расположена деревня Дворяниново, - родина одного из великих сынов России Андрея Тимофеевича Болотова - человек исключительно многосторонних дарований, знаний и интересов, первого ученого-агронома, автора многочисленных трудов по сельскому хозяйству, издателя одного из первых в России агрономических журналов, редактора "Экономического магазина", публициста, художника, автора замечательных мемуаров. Записки А.Т.Болотова "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков", изложенные живым разговорным языком, читаются и сегодня, через полтора столетия после их написания, с захватывающим интересом.
Из его записей мы узнаем ценнейшие сведения о ряде архитектурных произведений, вошедших позднее в сокровищницу русского зодчества, а так же интересные бытовые детали из жизни архитекторов, с которымивстречался или вместе работал. Андрей Тимофеевич был причастен и к градостроительству, внеся долю своего труда в создание плана города Богородицка. Много практических советов по сельскохозяйственному строительству или редактируемым им журналам.
Шли семидесятые годы XVIII столетия, - время коренных перемен в паркостроении. Стиль барокко, перегруженный затейливыми украшениями, утомляющий нарочитой витиеватостью и чрезмерно пышный, успев всем надоесть свыше всякой меры, ушел в прошлое, уступив место раннему классицизму. Перемена места сказалась и в паркостроении: на смену регулярным или "французским" паркам и садам пришли парки "иррегулярные", "натуральные", или "английские". Каково же основное различие между двумя этими стилями садово-паркового искусства?
Впервые "регулярный" парк возник в Версале - загородной резиденции "короля солнца" - Людовика XIV. В 1670 году блистательный ансамбль был, закончен и заложенные в нем планировочные принципы, начали своё победное шествие по всем столицам Европы.
Для "регулярных" садово-парковых планировок была характерна прежде всего, их строгая планомерность и геометричность. Территория, отведенная под устройство парка, разбивалась аллеями и дорожками на правильные геометрические фигуры: квадраты, ромбы, прямоугольники, круги. Там природа противилась такой жесткой геометризации, не стеснялись ее "подправлять" путем подсыпки или срезки грунта, созданием террас с целой системой лестниц.
Искусной стрижкой деревьев и кустарников их кронам придавалась форма шара, пирамид, конусов. Подрезкой создавались высокие зеленые стенки с устроенными в них нишами для статуй. Все это демонстрировало полное господство человека над природой. Водная гладь многочисленных бассейнов, обрамленных каменными бордюрами, походила на зеркала: в центрах бассейнов били фонтаны. Парки изобиловали разного рода "затеями": трельяжами, павильонами, лабиринтами из стриженой зелени.
В России впервые регулярные сады появились при Петре I еще до основания Петербурга. В Московской усадьбе "птенцы гнезда Петрова" - адмирала Головина, возникшей в первых годах ХVIII века, мы встречаемся уже со многими атрибутами регулярного паркостроения. Позднее, в начале 1720 года Петр I принимал живейшее участие в переустройстве приобретенной им головинской усадьбы. Читая его указания строителям парка, диву даешься знаниям и глубокой заинтересованности в вопросах, казалось бы, столь далеких от государственных дел. В регулярных парках часто устраивались обвитые зеленью дорожки, называвшиеся тогда "крытыми". Петр находит время дать подробнейшие указания. "Следует, - пишет он, - сажать через дерево липу и клен для того через дерево, что липа гуще снизу растет, а лениво кверху, а клен вверху скоряя, чего для у клену надобно снизу все сучья обрезывать, а оставлять только наверху, чтоб по сторонам снизу липы было место". Как видим, "мореплаватель и плотник" был к тому же редкостным по тому времени садоводом и паркостроителем.
В последующие годы вокруг Петербурга возникло ожерелье замечательных "регулярных" парков - в Петергофе, Стрельне, Ораниенбаума, Царском Селе и т.д., являющиеся по сегодняшний день подлинными шедеврами высокого искусства паркостроения.
Дань "регулярной" планировке отдал и А.Т.Болотов, создав проект небольшого "регулярного" парка к северу от дворца Бобринских в Богородецке. Во второй половине ХVIII столетия "регулярные" сады и парки стали утрачивать былое господство. Как это обычно бывает при смене вкусов, вышедшее из моды сразу же подвергалось всяческим поношениям, так, в 1772 году Екатерина II писала Вольтеру: "Я страстно люблю теперь сады в английском стиле, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, архипелаги на твердой земле и глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучат воду, давая ей течение, противное ее природе". Императрица не ограничилась высказыванием своего желания. В 1768 году, т.е. еще до письма Вольтеру, она проявила власть, дав распоряжение: "В старом и новоразведенном садах шпалернику и штамбованных деревьев не подрезывать". Песня регулярного парка была окончательно допета и наступила эра пейзажного паркостроения. Его родиной была Англия.
Основными принципами пейзажного паркостроения было максимальное приближение к ничем не приукрашенной естественной природе. Симметричность плана, господство прямых линий и геометричный педантизм, т. е. все то, что так ценилось, и было обязательным в "регулярном" парковом искусстве, стало теперь ненавистным и недопустимым. Создавали в парках павильоны с различными названиями "хижина отшельника", "храм тишины" или "павильон дружбы; устраивали искусственные "античные руины", романтические "гроты уединения" и тому подобное. Большой популярностью пользовались "эхонические" гроты, о которых Болотов отмечая, что сооруженный им грот "имел отменное и столь хорошее эхо, что все не могли довольно налюбоваться". Коренным образом изменилось и отношение к озеленению. Деревья не были подстрижены, напротив, имели раскидистые кроны с красиво окрашенной листвой, мощные дубы, сентиментальные плакучие ивы и березы. Устраивались хитроумные "водные затеи".
А.Т.Болотов не был в России первопроходцем пейзажного садово-паркового искусства. Но никто другой не сделал столько для ознакомления с ним широких кругов русского общества, в том числе поместного дворянства, осуществлявшего в принадлежащих им имениях указания и советы Болотова. Редактируемый им журнал "Экономический магазин" с многочисленными статьями о "садовническом искусстве" оставался на протяжении десятилетий настольной книгой в десятках, сотнях русских поместий.
Hosted by uCoz