В Богородицке на высоком берегу Большого пруда, напротив города, раскинулся огромный старый парк. Он носит имя своего создателя - Андрея Тимофеевича Болотова.
Кроме многих тысяч страниц воспоминаний, научных и хозяйственных статей, философских и художественных произведений, А. Т. Болотов оставил после себя и этот прекрасный парк. Известный больше как писатель, ученый-агроном и экономический просветитель, он был также выдающимся ландшафтным архитектором и теоретиком садового искусства. Его деятельность тесно связана с историей формирования русского парка.
Сотни старинных парков разбросаны по европейской России, особенно по ее центральным областям. Они привлекают нас величавой красотой вековых деревьев, манящей глубиной тенистых аллей, изящной архитектурой павильонов, беседок, мостиков. Шедеврами садового искусства по праву считаются многие парки Ленинграда и его пригородов, Москвы и Подмосковья. Из них не один с "мировым именем". Еще больше парков менее известных или совсем почти неизвестных, часто забытых, затерянных вдали от туристских маршрутов. И среди них немало подлинно художественных произведений, порой еще не раскрытых. Ими мы также должны дорожить как памятниками ландшафтной архитектуры прошлого и чудесными уголками природы. Большей частью заросшие, запущенные, они ждут своих исследователей и реставраторов, способных возродить их былое великолепие.
Старое садовое искусство и поныне не утратило значения живого родника, питающего творчество мастеров ландшафта. Решая, конечно, иные задачи, которые диктуются требованиями сегодняшнего дня, они помнят о художественном наследии прошлого, снова и снова обращаются к нему.
Очень многое значат для нас старые парки!.. Немало из них хранит память о тех, кто составляет гордость нашей культуры: Яснополянский под Тулой, Спасское-Лутовиново на Орловщине, Полотняный Завод в Калужской области, Красный Рог и Овстуг на Брянщине.
Еще и тем близок нам парк, что в нашем сознании он слился с пушкинскими, тургеневскими, бунинскими героями. Когда вступаешь под его тенистые своды, они встают перед нашим мысленным взором. Кажется, вот здесь, в этой аллее, происходило объяснение Онегина и Татьяны, там, по берегу пруда шла Наталья Ласунская, когда ее встретил Рудин, а под тем дубом, сидел, предаваясь мечтам, герой тургеневского "Фауста". И самому парку, сколько прекрасных строк посвятили русские писатели! Он стал одним из наиболее поэтических образов в нашей литературе.
У русского садово-паркового искусства своя интересная, богатая история, к сожалению, все еще не написанная. Как и всякое другое искусство, оно тоже по-своему реагировало на запросы времени. Едва ли не каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. Оно переживало периоды расцвета и упадка. В создании нашего старого парка участвовали многие выдающиеся люди России: крупнейшие архитекторы В. И. Баженов, М. Ф. Казаков и другие, знаменитый натуралист П. С. Паллас, литератор Н. П. Осипов, зодчий и ландшафтный архитектор Н. А. Львов
А, Т. Болотов был в числе тех, кто стремился придать садово-парковому искусству в России национальные черты. Он строил парки, исходя из особенностей русской природы, климата, используя отечественные породы деревьев и кустарников. Он выступил с призывом к созданию русского паркового стиля. В своих теоретических работах А. Т. Болотов ставил задачу дать образцы такого парка, который отвечал бы потребностям и возможностям владельцев средних русских усадеб. На протяжении целого ряда лет он с истинно просветительским энтузиазмом пропагандировал садовую культуру. Его статьи могли бы составить целую энциклопедию по вопросам паркового строительства - с такой полнотой он их осветил. Многие мысли, высказанные им при этом, по сей день не утратили своейактуальности.
Можно долго бродить по старому Богородицкому парку.
Перейдя плотину над прудом, которая соединяет город с бывшей усадьбой, вы забираете влево по аллее, неторопливо поднимающейся в гору. И вот между деревьями уже белеют стены дворца, а вскоре и весь он возникает перед вами. Задержитесь на том месте, откуда дворец предстает в зеленом обрамлении: между рядами кустарника снизу и нависающими ветвями деревьев. На высоком цоколе, с полукруглым выступом посреди фасада и гранеными выступами пониже, до середины высоты здания, на боковых стенах, увенчанный круглым бельведером,- он поражает стройностью и благородством своих форм. На дворец вы еще не раз обернетесь, оставив его позади, и с каждой новой точки он красив по-своему.
А слева от него - солнечная поляна. Она слегка наклонена к вам и потому как бы вся на ладони, с ее ярко-зеленым ковром, хорошо оттеняемым лесными кулигами по опушкам.
Вы углубляетесь по тенистым дорожкам, где среди молодой поросли здесь и там выступают мощные стволы деревьев, видно, посаженных еще Болотовым, и вскоре выходите к Эхонической долине. Перед вами длинный овраг с цепочкой разделенных перемычками каскадных прудов. Эта часть парка выглядит самой глухой, но, пожалуй, и самой поэтичной. Тут прохлада и сумрак. Берега заполонил буйно тянущийся кверху подлесок. Пруды почти пусты. Лишь местами поблескивает вода, оставшаяся после недавней попытки восстановить каскад и теперь затянутая по краям тиной и ряской. Пройдите вдоль прудов вверх, а потом вниз, до живописного залива Большого пруда, к которому спускается каскад. И сейчас тут встретится еще немало привлекательных уголков: вот мысок, выступивший до середины прудика, дальше маленький остров с деревом.
Перейдите по перемычке долину и направьтесь вдоль Большого пруда, мимо высоких лип на берегу, все вперед и вперед - к Церериной роще. Она раскинулась на просторном холме, шумя листвой молодых березок и кленов. Это уже не та роща, над которой столько работал Андрей Тимофеевич,- та, старая, погибла, и остались только несколько кряжистых дубов с краю.
Теперь на ее месте высажена новая. Она воспроизводит планировку прежней. Широкие аллеи сбегают вниз, а на вершине холма, там, откуда они расходятся, установлен обелиск.
Отсюда вы сможете окинуть взглядом открывающийся вид - как когда-то любил Андрей Тимофеевич - на пруд, город, парк.Только панорама сегодняшнего промышленного города с кварталами современных зданий, теснящими домики индивидуального сектора, конечно, уже совсем непохожа на богородицкие слободы, которые Болотов перевел с противоположной стороны Большого пруда. От них остались разве что лучевая планировка в городском центре. Иным стал и вид на парк. Выросшие деревья закрыли болотовские перспективы: и дворец, и почти всю Въездную башню, кроме верхушки со шпилем.
В парке немало дорог и тропинок, прогулка по которым доставит вам удовольствие. Среди них бывшая подъездная аллея, которая ведет к дворцу от восточной границы парка. Давно не езженная, она почти совсем заросла травой и между двумя плотными стенами посадок напоминает скорее лесную просеку. Пройдитесь по ней к замыкающей перспективу Въездной башне, в проеме ворот которой виднеется двор усадьбы. Справа и слева от дороги ряды недавно посаженных деревцев. Со временем они вырастут и заменят отжившие свой век и уже почти все исчезнувшие старые березы, когда-то окаймлявшие дорогу.
Посетите и ту часть парка, которая возникла уже после Андрея Тимофеевича, где аллеи великолепных лиственниц вытянулись просторными коридорами. Тут много воздуха, пушистая светлая хвоя образует ажурный свод над головой.
Под конец надо по узкой винтовой лестнице внутри дворца взобраться на смотровую площадку, устроенную на бельведере, и окинуть взглядом парк. С крыши дворца он кажется особенно огромным. Вершины деревьев видишь отсюда сомкнувшимися в сплошной зеленый массив, который уходит чуть не до самого горизонта. И, наверное, вы испытаете чувство благодарности к человеку, создавшему здесь, на голом месте, это зеленое великолепие.
Хорош Богородицкий парк, но напрасно вы стали бы искать в нем пейзажные картины, описанные Андреем Тимофеевичем. Они исчезли. Разрослись и стали неузнаваемыми его рощицы и лесочки, не осталось следа от водоводов и прудов перед дворцом. Нет подгорной части парка с прибрежной тропинкой. Эта часть оказалась под водой Большого пруда. От нее остался только как слабое напоминание о Нижнем пруде - миниатюрный водоем, узенькой полоской земли отделенный от Большого пруда. Нет каменного каскада, "руины", пещер, о местонахождении которых можно судить только по песчаному материку, круглым мысом возвышающемуся над прудом. Не найти ни одной из садовых построек. У парка сложная судьба. После отъезда Болотова он надолго остался без настоящего присмотра. Ни владельцы, которые на первых порах не жили в Богородицке, ни новые управляющие не заботились о сохранении, поддержании всего того, что с таким искусством создал Андрей Тимофеевич. Разрушавшиеся постройки, "затеи", водоводы, мелевшие пруды никто не восстанавливал.
Но во второй половине прошлого века парк вновь пережил возрождение. Его тогдашний владелец А. П. Бобринский немало поработал над ним. Парк значительно расширился. К северо-востоку от дворца выросли прекрасные липовые и лиственничные аллеи (кстати, лиственница была впервые привезена в эти места), которым была придана прямоугольная планировка, а между ними сделаны открытые солнечные площадки. Новый район парка неплохо дополнил болотовскую часть.
В ту пору в богородицкой усадьбе бывал Л. Н. Толстой, знавший Бобринских. Считается, что писатель сделал ее прототипом имения Вронского в "Анне Карениной".
Кстати, о Бобринских. Эта фамилия стала одной из известнейших в России. Из их семьи вышли крупные сахарозаводчики, министры, думские депутаты правого толка. Они же дали и одного декабриста (или, во всяком случае, человека, близкого к ним) - сына первого Бобринского, Василия Алексеевича. В истории декабристского движения В. А. Бобринский оставил свой след, выступив с предложением создать тайную типографию, которую он сам брался организовать.
...Война нанесла тяжелейшие раны Богородицку и усадьбе. От дворца осталась полуразрушенная коробка. Поредел и стал быстро приходить в запустение парк, погибла Церерина роща. Казалось, навсегда исчезнет с лица земли великолепный ансамбль, краса и гордость этого края.
Но богородчане оказались настоящими патриотами. Общественность города забила тревогу, требуя принятия мер к спасению дворца и парка. Началась кампания за восстановление ансамбля. Ее возглавила группа энтузиастов. Позднее горисполком создал совет по реставрации дворцово-паркового комплекса во главе с заместителем председателя Н. В. Ломакиным. Нельзя не назватьимена людей, которые приняли наибольшее участие в огромной работе: В. С. Подрезова, П. А. Кобякова, П. С. Окользина и других. Перед энтузиастами стояли нелегкие задачи. Они должны были убедить в возможности восстановления дворца (который уже намечался к сносу), добиться поддержки со стороны соответствующих московских и областных организаций, разъяснить большое историческое, культурное значение Богородицкого ансамбля жителям города.
И вот получены необходимые заключения и визы. Выделены денежные средства. В частности, значительные суммы предоставило Всероссийское общество охраны памятников истории и, культуры.
На помощь пришли специалисты из Москвы: архитектор-искусствовед Л. В. Тыдман, старейший ландшафтный архитектор М. П. Коржев, архитектор Е. М. Караваева, а также ленинградский историк - сам богородчанин - Н. А. Малеванов и некоторые другие. Они приложили немало усилий к розыску архивных материалов, без которых нельзя было начинать восстановление ансамбля, воссоздание во всех деталях истории усадьбы. Были найдены многие старые чертежи, планы, рисунки дворца и парка. Исследована территория, установлено место каждой болотовской постройки и затеи. Л. В. Тыдманом был составлен проект реставрации дворца, а М. П. Коржевым - проект восстановления парка. В проектировании приняли участие студенты Московского лесотехнического института. Специалисты оказали содействие в организации восстановительных работ. Характерно, что большая часть этого огромного труда была выполнена, по существу, безвозмездно, на общественных началах.
Позднее разработку проектов восстановления дворца и парка продолжили московские реставрационные мастерские.
При горисполкоме создали реставрационную группу, которую возглавил С. А. Потапов. Сотни горожан работали на воскресниках по восстановлению дворца. Шахтеры, машиностроители, служащие, пенсионеры, школьники - все принимали участие.
И вот поднят из руин старовский дворец. Заново отстроена разрушенная в свое время до основания Въездная башня-колокольня, без которой ансамбль усадьбы не обрел бы вновь своего лица.
Приводится в порядок парк, усилена его охрана. Его обнесли металлической оградой, сделали фигурные, стилизованные "под XVIII век" ворота. На них укреплена мемориальная доска. Она сообщает, что это памятник садово-паркового искусства, который создан первым русским ученым-агрономом Андреем Тимофеевичем Болотовым и охраняется государством. Парк восстанавливают в его прежних границах. Некоторые участки его были заняты раньше сельскохозяйственными и другими организациями. Сейчас эти территории возвращают парку. Сделаны первые шаги на пути его реставрации. Вновь открылась перспектива расчищенной подъездной аллеи. Поднялась Церерина роща, посаженная силами общественности. Богородчане подают пример действительно сознательного, культурного отношения к памятнику садового искусства (пример, который да послужит укором иным арендатором старых усадеб!).
Очень много сделали богородчане. Однако полное воссоздание болотовского парка, с его сложнейшей водной системой, со всеми многообразными сооружениями, затеями, еще впереди. И без его восстановления, которое потребует, конечно, огромного труда, совместных усилий специалистов разного профиля, реставрацию ансамбля нельзя считать завершенной. Хочется верить, что благородное дело, начатое богородчанами, будет успешно доведено до конца...
Но уже сейчас возрождаемый богородицкий ансамбль - с хорошим музеем, яркой экспозицией, рассказывающей об истории создания усадьбы и ее творцах И. Е. Старове и А. Т. Болотове - подобно другим заповедным уголкам нашей Родины, стал местом паломничества тысяч людей, которые едут сюда, чтобы увидеть прекрасный памятник русской культуры.
Hosted by uCoz